Какой краской можно рисовать на стекле
Какой краской можно покрасить в домашних условиях стекло и сделать витраж своими руками?
Украшение интерьера цветными стеклами и витражами практикуется человеком давно. Достаточно вспомнить великолепные работы мастеров в церквях и соборах Франции, Англии, Бельгии, мечетях Ирана, храмах и часовнях Испании. В данном материале я расскажу, как покрасить стекло и сделать витраж в домашних условиях своими руками.
Какие краски подходят для работы со стеклом?
Самый ответственный момент – выбор краски для стекла. У нее должна быть определенная консистенция и хорошее сцепление с такой гладкой поверхностью, как у стекла. Важно, чтобы она не смывалась, если витраж должен прослужить долгое время. Кроме того, следует заранее определиться, каким будет рисунок – матовым или прозрачным. В первом случае лучше использовать акриловые краски, для второго подойдут полиуретановые. Давайте разберемся подробнее, какими красками можно покрасить стекло для витража.
Акриловые краски для стеклянных поверхностей
Водная основа акриловой краски обладает высоким показателем сцепления (адгезии) со стеклянной поверхностью, что позволяет успешно использовать ее для создания витражей. Застывая, она образует плотную матовую пленку. Для того, чтобы нанести акриловую краску на стеклянную поверхность, используют широкую кисть – для рисунка небольшой площади рисунка и аэрозоль – для масштабных работ.
Краски на силикатной основе
При изготовлении силикатной краски в ее состав включают жидкое стекло. Долгое время цветовая гамма таких красителей не отличалась разнообразием и была представлена разными оттенками белого и черного. Сегодня производители предлагают силикатные краски самых разных цветов. Они не выгорают на солнце, долго сохраняют насыщенность цвета. При этом для закрепления на стекле требуется высокая температура (700–800°С).
Специальные витражные краски
В магазинах можно найти специальные витражные краски, устойчивые к истиранию, ультрафиолету и влаге. Они бывают гелевыми, обжигаемыми и необжигаемыми. Для имитации границ стеклянных фрагментов и самих узоров применяются специальные контуры (густой состав в тюбике). Профессионалы рекомендуют красители таких фирм, как французская «Pebeo» или немецкая «Marabu».
Быстросохнущие полиуретановые красители
Полиуретановые краски отличаются быстрым высыханием и прозрачностью. При нанесении на стекло образуют пленку, стойкую к воздействию влаги и истиранию. Приобретая прозрачную краску, можно взять колеры и самостоятельно получать нужные для рисунка витража оттенки. Рекомендуется вводить в полиуретановый состав промотор (улучшитель) адгезии для лучшего сцепления с поверхностью.
Тушь, фломастеры, маркеры
Для изготовления витража можно применять тушь с высоким показателем адгезии. Ею выполняют рисунки с четкими линиями. Прорисовывают их рапидографами, которые продаются в наборах, состоящих из ручек с отверстиями разной толщины. Если планируется временное украшение интерьера витражом (например, к Новому году), для получения изображения можно использовать специальные фломастеры. Есть в продаже и особые маркеры, которые также выбирают по толщине стержня.
Технология окрашивания стекла
Сделать витраж своими руками несложно, ведь технология окрашивания стекла не требует особых навыков. Главное – подготовиться к работе и закупить все материалы.
Красящий состав должен иметь консистенцию сметаны. Если он слишком густой, можно разбавить его прозрачным лаком. Для удобства работы стекло вынимают из рамы и размещают на устойчивой поверхности в горизонтальном положении, чтобы предотвратить растекание красителя по стеклу. Начинающим мастерам профессионалы рекомендуют покрасить стекло аэрозольной краской из баллончика.
Подготовка поверхности
Предназначенное для окрашивания стекло тщательно моют, затем ополаскивают сначала горячей, а потом холодной водой. Высушивают, следя, чтобы на поверхности стекла не было разводов. Следующий этап – обезжиривание. Для этого используют раствор спирта или ацетон. Места на стекле, куда краситель накладываться не будет, закрывают малярным скотчем. После его снятия не придется зачищать стекло от потеков и мазков, а контуры рисунка будут безупречны. Работы выполняют руками в перчатках.
Инструменты и порядок работы
Первоначальная задача – покупка необходимых материалов и инструментов. Тип краски выбирают в зависимости от того, какой рисунок хотят получить: прозрачный или матовый. Трафареты узора можно изготовить самостоятельно или купить в магазине. Отнюдь не лишними будут контуры для рисования на стекле. Понадобится этиловый спирт для зачистки стекла. Для работы над витражом нужны следующие инструменты:
- кисть плоская (20–160 мм);
- кисть с жесткой щетиной для окрашивания торцов изделия;
- малярный валик;
- пульверизатор (баллончик с краской);
- малярная лента;
- поролоновые тампоны и ватные палочки.
Подготовив материалы и инструменты, переходят к выполнению витражных работ. Начинают с зачистки стекла. Для положительного результата его поверхность должна быть идеально гладкой и чистой.
Как закрепить результат?
Для закрепления краски рисунок покрывают лаком. Сушат готовый витраж, выполненный «холодными» красками, при температуре 20–80°С и влажности 50–70%. Если работы выполнялись обжигаемыми видами красок, стекло сушат в духовке. На упаковке с краской производитель указывает время и температуру сушки. После такой процедуры витраж долгое время не смывается и не истирается.
Специалисты рекомендуют применять для сушки инфракрасный излучатель. Однако стоит такой прибор недешево, и покупать его для разовой домашней работы нецелесообразно. Небольшие детали можно сушить в духовке. Следует учесть, что обжигают только те виды красок, которые изготавливаются на водной основе и не выделяют вредные вещества при воздействии высокой температуры. Лак наносят после сушки.
Как в домашних условиях изготовить витраж на стекле?
Итак, узор выбран, стекло подготовлено к работе, краски и трафареты имеются, наступает самый ответственный этап – изготовление витража. Теперь следует правильно выстроить сам процесс в домашних условиях. Поэтапная инструкция:
- Вынуть стекло из рамы (если она есть). Помыть и зачистить. Высушить.
- Обезжирить поверхность.
- Нанести рисунок вручную или по заготовленному трафарету, выложив трафарет на стекло и тщательно совмещая края узора. Обозначить контуры рисунка исчезающим маркером. Если есть навыки рисования, можно сразу использовать контурную пасту. Кстати, с помощью контура можно создать имитацию пайки стека.
- Дать контуру высохнуть, чтобы он не смазался в процессе окрашивания.
- Теперь нужно покрасить размеченный узор. Кисточкой заполнить внутреннее пространство контура выбранной краской. Распределить краску от центра к краям. Если используется аэрозоль, надо следить, чтобы при распылении краска ложилась ровным слоем.
- При создании плавных цветовых переходов сначала наносят базовые цвета, затем обозначают светлые или темные оттенки.
- Пузырьки, если они образуются, можно удалить с помощью зубочистки. Погрешности аккуратно убирают ватной палочкой.
- Оставить витраж сохнуть. Если по инструкции к краске требуется покрыть ее нитролаком, это проделывают до сушки.
- Установить готовый витраж в раму.
При работе в помещении следует защитить себя от вредных паров, выделяемых обезжиривающими и красящими составами. Стоит учесть, что краска ляжет лучше, если температура в помещении не будет выше 18°С.
Надеюсь, изложенного материала достаточно, чтобы исполнить задуманное. Следующий видеоролик поможет разрешить оставшиеся вопросы.
Выбор красок для росписи стекла очень большой, интернет и обычные магазины предлагают разнообразный перечень красок различных производителей.
Но что бы получить консультацию у продавца надо определиться с целями:
- для чего необходимо использовать краски по стеклу (для декорирования, для профессиональной росписи, для мастер-класса, для декорирования с детьми);
Почему важно это знать, магазины предоставляют как дорогие и профессиональные краски, так и небольшие бюджетные наборы. Можно приобрести набор из 5-6 цветов по 10-20 ml. Или подбирать цвета поштучно флаконы 20-80 ml для конкретного рисунка.
- какой эффект необходим (прозрачность, глянцевое покрытие, матовое покрытие);
Есть краски витражные – прозрачные, сквозь них проходит свет, и укрывистые (непрозрачные) краски, которые могут блестеть после высыхания или иметь матовую поверхность.
- какой объект для росписи (посуда, окна, бутылки, украшения).
Есть краски, которые нельзя наносить на предметы, которые соприкасаются с пищей, а также многие краски неустойчивы к моющим средствам.
Я использовала краски нескольких различных производителей, которые не требовали обжига и скажу что все они не устойчивы совершенно, их легко можно удалить с поверхности моющим средством и тряпкой, это касается недорогих красок по стеклу и керамики, а более дорогие лучше держаться, но их можно соскоблить ножом без больших усилий. Для декоративной бутылки это нормально, но если вы собираетесь украсить посуду, то все таки прийдется их обжечь в духовке для закрепления краски. Никакие основы под покраску и лаки, этой ситуации не изменят, проверено. Хотя проверяла не все краски, а самые доступные в магазинах нашего производства.
И еще одна особенность которая делит краски на те, что используются для холодного нанесения, которые не требуют обжига в духовке или печи, и на краски которые обязательно необходимо закрепить высокой температурой.
А по свойствам можно разделить краски по стеклу: на акриловые краски на водной основе и краски на органической основе (на растворителе). На водной основе кисти и сами краски можно легко смыть водой, краски на органической основе смыть можно уайт-спиритом или растворителем.
Краски фирмы “Decola” «Невская палитра» С.-Петербург, (5,6,9,12 цветов по 20мл) на водной основе, совершенно не устойчивые к истиранию. Не нуждаются в обжиге.
Краска по стеклу на органической основе «Гамма» Москва, более устойчивые, но очень жидкие, тусклые цвета. Не нуждаются в обжиге.
Акриловая краска Olki (Россия, Санкт-Петербург) по стеклу и керамике, полуматовые на водной основе. Ничем не отличаются от обычной акриловой краски. Не нуждаются в обжиге. Но есть краски этой же фирмы для витража. Устойчивость не проверяла, такие не встречала у нас в продаже.
Витражные краски «IDEA vetro» фирма Maimeri, Италия на органической основе. Не нуждаются в обжиге. Легко стираются, нельзя использовать для росписи посуды в пищевых целях.
Более профессиональные акриловые краски Kreul Hobby Line на водной основе, Германия. Требуется обжиг при 160*С – 90 минут. Яркие краски, устойчивые. Этой фирмы есть и другие наборы, как на водной основе так и на растворителе. Лучший выбор для профессионалов и любителей росписи стекла и керамики.
Вот к примеру еще набор от Kreul Hobby Line.
Витражная роспись, материалы и всё необходимое
Здравствуйте, дорогие пикабушники!
Этот, давно обещанный мною, пост посвящен витражной росписи и всем необходимым для этого материалам и инструментам. А чтобы было не совсем скучно, продемонстрирую некоторые свои работы, которые еще не постила, и параллельно расскажу как расписывала вот эту вазу в стиле Тиффани:
Напомню, витражная роспись — это имитация классического витража с помощью специальных красок. Также этот вид творчества иногда называют заливным витражом, а в промышленном масштабе существуют даже специальные станки по выполнению контуров и заливке краски. Но мы, конечно, рассмотрим ручной вариант.
Итак, чтобы заниматься витражной росписью необходимы краски двух видов: контуры по стеклу и непосредственно витражные краски. Все они в свою очередь бывают на водной основе (требуют обжиг) и на сольвентовой (не требуют обжига). Первые не токсичны и позволяют быстро высушить изделие в духовке — это однозначно плюсы. Вторые высыхают сами, хоть и дольше, и не требуют мороки с духовкой. Но такие витражные краски токсичны и имеют довольно резкий запах растворителя, поэтому желательно с ними работать в респираторе и хорошо проветриваемом помещении. Я пользуюсь красками на сольвентовой основе, мне так удобней и привычней.
Остановимся подробней на контурах.
Контуры по стеклу — это густые краски в тюбиках с тонкими носиками. Как понятно из названия, они необходимы для создания контуров, имитирующих пайку отельных стеклышек в классическом витраже, и необходимы для разделения красок разных цветов. На стекло они кладутся объемной колбаской. Также контуры по стеклу идеально подходят для точечной росписи, о которой я тоже писала ранее.
Многие начинающие мастера задаются вопросом, материалам какой фирмы отдать предпочтение. Признаюсь, для меня этот выбор тоже не был простым, так как у всех мастеров свои предпочтения и то, что нравится одним, может не понравиться мне. Но в итоге я перепробовала несколько вариантов и подобрала для себя оптимальные контуры. Расскажу о характеристиках контуров таких фирм: Decola, Таир, Pebeo, Lefranc&Bourgeois, Hobby Line.
Декола и Таир — это контуры отечественного производства, но они по своим свойствам очень отличаются. Деколовские довольно жидкие, на стекле немного растекаются и при высыхании оседают, что делает контур не очень выпуклым. Кроме того, идеальных линий получить практически невозможно, потому что в этих контурах постоянно попадаются пузырьки воздуха, что видно на фото (самая верхняя зеленая линия). Поэтому именно для витражной росписи я их не использую, а вот для точечной очень даже часто. К примеру вот эти бокалы я расписывала именно Деколовскими контурами:
Таировские контуры наоборот одни из самых густых. У них очень широкая цветовая гамма и качество на высоком уровне. Единственный минус для меня — это недостаточная сцепляемость с поверхностью в процессе нанесения. Это вызвано именно тем, что они густые. Напомню, что когда наносишь контур, его носик должен быть навесу и контур должен как бы тянуться и опадать на стекло. Так вот, когда тянешь линию Таиром, контур не опадает сразу, а как бы слишком долго тянется по воздуху за носиком. Из-за этого часто приходится держать носик тюбика вплотную к стеклу, а это усложняет нанесение ровных линий. Чуть дрогнула рука и всё, линия испорчена. Можно приноровиться, конечно, но меня это до сих пор иногда напрягает.
Контуры Pebeo, французского производства, в принципе меня пока устраивают. Конечно, с ними тоже иногда бывают казусы с теми же пузырьками, но в общем они одни из лучших. Хорошо тянутся, идеальная консистенция, плотные красивые цвета. Пожалуй у этих контуров два минуса — это не очень богатая цветовая гамма и относительно высокая цена.
Контуры Lefranc&Bourgeois долгое время были у меня единственными. Именно с них я и начинала. Тоже произведены во Франции, качество очень хорошее. По своим характеристикам они практически такие же как и Pebeo, но мне почему-то роднее и милее. Думаю, как раз из-за того, что были у меня первыми. Большинство моих работ выполнены именно Лефранками. Сейчас их многие ругают, что качество уже не то, но я стала искать им альтернативу по другой причине. В России их довольно сложно находить. Нужно заказывать заранее, потом долго ждать, еще и цены не стабильные. А ведь бывает так, что краска нужна срочно и приходится идти в художественный магазин и брать то, что есть.
И последняя марка — это Hobby Line C.Kreul. Ко мне он попал случайно, потому что мне был нужен именно голубой контур и никаких других марок в наличии не было. Именно такой контур для витражной росписи не подходит — носик слишком толстый, а сам контур жидковат, и если носик можно в принципе поменять, то линии всё равно расплываются. Потом оказалось, что есть еще другие контуры этой марки, но мне их попробовать пока не довелось. А так, я использовала этот контур тоже в точечной росписи, а именно в этих бокальчиках:
Теперь вернемся к вазе, процесс создания которой я обещала продемонстрировать.
Витражная роспись любого стеклянного изделия начинается с обработки стекла, а именно с тщательного его обезжиривания. Вторым этапом как раз и является нанесение контура. В этот раз я, как и обычно, использовала контур Lefranc&Bourgeois. Форма моей вазы очень усложняла работу. Приходилось делать и приклеивать бумажные трафареты и всё равно выходило не очень аккуратно.
Особенно я намучилась с параллельными кругами на самом узком участке вазы. Во-первых, само место не очень удобное, а во-вторых, они никак не хотели быть параллельными.
Были даже мысли плюнуть и забросить это дело, но потихоньку я всё же осилила контур. Не идеально, но на то это и ручная работа. Вот, что в итоге вышло:
Контуры высыхают быстрей, чем витражные краски. Схватываются за час-два, а полностью сохнут примерно за 12 часов-сутки.
Второй этап работы — это заливка витражной краски. Остановимся на красках подробней.
Витражные краски — это довольно жидкие прозрачные краски в баночках, которые позволяют создать качественную имитацию витража. Я использую в работе краски трёх фирм: Lefranc&Bourgeois, Pebeo, а также краски фирмы Marabu (производство Германия).
Лефранки меня всегда устраивали, единственный их минус — это большой объем и свойство постепенно загустевать. То есть, если рисую не очень часто, то есть вероятность, что будут засыхать в баночках. Но большая цветовая гамма, чудесные яркие оттенки, однородность и оптимальная консистенция конечно же перекрывает эти недостатки. К сожалению, их так же как и контуры этой фирмы, сложно найти в России.
Краски Pebeo и Marabu по своим свойствам очень похожи друг на друга. Они даже пахнут почти одинаково. По консистенции более жидкие, чем Лефранки, за счет этого в процессе заливки чаще образовываются пузырьки, которые нужно убирать кисточкий или иголкой. Но зато они в разы медленней загустевают в баночках. Цвета яркие и красивые. По объему Marabu самые маленькие, что лично для меня удобней всего. Стоимость их в принципе соизмерима, так как они все хорошего качества.
Все эти витражные краски славятся своей высокой прозрачностью и однородностью, что как раз и является показателем качества. На фото примеры красок: зеленая — Лефранк, голубая — Pebeo, желтая — Marabu
Витражные краски наносятся на стекло круглыми кистями, которые должны быть жесткими и желательно синтетическими. Во-первых, натуральные кисти мягче, а во-вторых, из них часто выпадают щетинки и портят покрытие. Я пользуюсь кистями трёх диаметров. Вот мои видавшие виды кисточки:
Свою вазу я в основном красила средней кистью. Устанавливала вазу горизонтально, заливала участки, которые оказывались сверху и ждала пока они подсыхали. Следила, чтобы краска не растекалась и не скапливалась в уголках участков. После схватывания краски немного поворачивала вазу вокруг ее оси и заливала соседние участки, которые после вращения оказывались самыми верхними. Краска схватывается примерно за час, перестает браться через 8-10 часов и высыхает полностью через пару суток. Поэтому процесс покраски был долгий и растянулся на несколько дней. Вот результат:
Последним и завершающим этапом работы является лакировка. Но нужна она только если изделие будет активно использоваться, часто мыться. К примеру, если это посуда или какая-нибудь стеклянная шкатулка, которую постоянно берут в руки. В случае с вазой этот этап не обязателен, так как она будет просто частью интерьера.
Я пользуюсь стекловидным лаком Maimeri Idea Decoupage и плоскими кистями разных размеров. Этот лак после высыхания становится абсолютно прозрачным, но не таким твердым как стекло, а эластичным, поэтому подходит и для кожи. При нанесении лака часто образуются мелкие пузырьки и это еще одна причина не использовать его без особой надобности.
Вот, пожалуй, и всё, что касается основных материалов и инструментов для росписи по стеклу. Конечно, есть еще масса дополнительных материалов — структурные пасты и гели, медиумы, краски с различными эффектами, глиттеры и прочее многообразие. Но с этим всем лучше знакомиться постепенно.
Роспись по стеклу для начинающих
Витражная роспись (роспись по стеклу) – это изображение, выполненное специальными красками на гладкой стеклянной поверхности. Цветные витражи и лучи света, проходящие сквозь них – поистине великолепное зрелище. К счастью, для того, чтобы создать собственную витражную роспись, не нужно иметь какую-то специальную подготовку. Достаточно подобрать подходящий эскиз, взять основу, краски, ну а вдохновение придет само собой, стоит только получше узнать историю витражей, изучить особенности разных техник и вдохновится готовыми работами.
Содержание
История росписи по стеклу
Витражная роспись начинает свою историю с 10 века, когда появилось листовое стекло. Цветная мозаика не передавала мелкие детали, поэтому появление этой техники стало большим событием. В Средние века витражная роспись применялась только в соборах. Солнечные лучи, проходя через цветное стекло, создали волшебные блики и таинственные полутени. В эпоху Возрождения изображения стали более объемными и сложными по композиции. К сожалению, в ходе религиозных войн многие витражи оказались разбитыми, заказывать новые было слишком дорого, поэтому их надолго заменили обычными стеклами.
В 18-19 веках витражная живопись пережила новый подъем. В это время стекло выпускалось большими ровными листами, поэтому для художников открывался огромный простор. Тем более, что теперь в их распоряжении была широкая палитра масляных и силикатных красок. Окна стали походить на картины с захватывающими библейскими и светскими сюжетами. В 1840-х гг. в России даже открылся Императорский стеклянный завод, который выпускал витражи.
В конце 19 – начале 20 века стеклянные композиции утратили свою популярность, поскольку не вписывались в модный в то время стиль модерн. Кроме того, настало время войн и революций, и хрупкие произведения были больше неактуальны.
Новая волна интереса к витражной живописи возникла во второй половине 20 века, когда появилась необходимость в восстановлении разрушенных старинных зданий и церквей. На помощь художникам пришли новые технологии. Стекла стали безопасными, а краски – более яркими, устойчивыми к выцветанию, перепадам температур, осадкам. Неудивительно, что витражная роспись снова обрела популярность не только среди профессиональных художников, но и просто среди творческих людей, любящих рисовать.
Виды витражных красок и их особенности
Яркость и долговечность витража напрямую зависит от характеристик красок, которыми он нарисован.
1. Акриловые краски на водной основе не имеют запаха, поэтому ими могут пользоваться даже дети и беременные женщины, а также люди, склонные к аллергии. Отлично подходят для небольших работ.
Плюсы:
- Сохнут (перестают липнуть) в течение 3-4 часов, полностью высыхают за 24 часа. Потом роспись можно мыть водой.
- Готовая роспись не боится пыли.
- Для окончательного закрепления можно обжигать в обычной духовке. Это абсолютно безопасно, так как при этом испаряется только вода.
- Отменно смешиваются друг с другом.
- Если нужно что-то изменить, невысохшая краска легко смывается водой.
Минусы:
- Не такие яркие, как краски на органической основе.
- Без обжига или лакового покрытия на рисунке появляются царапины.
- Из-за густой консистенции водные краски не подходят для больших заливок.
- По мере высыхания могут слегка отходить от контура, поэтому у краев рисунка краску нужно класть более толстым слоем, чем в центре. Готовую работу следует перед сушкой проверить на наличие «дырок».
2. Основа сольвентных красок – смола, растворители, спирт, поэтому они имеют очень неприятный характерный запах, при росписи рекомендуется надевать респиратор, проветривать помещение. Сольвенты дают красивые глубокие цвета, создавая гладкое и прочное покрытие, устойчивое к перепаду температуры, конденсату, воде.
Плюсы:
- Не требуется обжиг.
- Яркая глянцевая поверхность красочного слоя.
- Самостоятельно равномерно распределяется по поверхности.
- Идеальный выбор для масштабных росписей – стен, дверей, окон, зеркал.
Минусы:
- Нельзя нагревать ни при каких условиях.
- Высыхание в течение 10 дней. В первые 2-3 дня нельзя касаться красочного слоя.
- Бережная сушка. Работу следует высушивать в чистом помещении, поместив ее в чистую картонную коробку и накрыв тонкой дышащей тканью.
Кроме красок, для витражной живописи требуются еще и контуры для росписи по стеклу или керамике. Они не дают краске растечься, надежно разделяют цвета, незаменимы для прорисовки отдельных фрагментов и мелких деталей изображений. Чаще всего выпускаются золотого, черного, серебряного, медного цветов.
Материалы и инструменты для росписи витражей
Перед тем, как начать творить, проверьте, все ли инструменты и материалы, вы приготовили. Вам потребуется:
- Основа для росписи – специальное стекло, любой предмет из стекла или поверхность (зеркало, окно, дверь и т. д.). На стекле не должно быть сколов, налетов, радужных пятен.
- Краски. Новичкам лучше всего взять краски, не требующие обжига, или же закрепить изображение с помощью лака.
- Контуры. Желательно, что бы они были той же марки, что и витражные краски.
- Кисти. Опытные художники советуют использовать тонкие для контуров и мелких деталей, более толстые – для заливки крупных фрагментов. Лучше взять искусственный ворс. Если у ваших красок есть специальные насадки, то можно обойтись без кистей вовсе.
- Мастихин для растушевывания краски.
- Прозрачный акриловый лак.
- Трафарет и маркер для переноса рисунка.
- Вода, спирт или другой растворитель, в зависимости от основы красок.
- Спирт для обезжиривания поверхности.
Также вам понадобится палитра, ватные палочки и зубочистки, чтобы поправить детали изображения, тряпка для вытирания кисточек и насадок.
Работайте в хорошо проветриваемом помещении, где никто не мешает вам, нет яркого освещения. Стол и пол застелите укрывным материалом.
Где взять эскиз для витражной живописи? Трафарет представляет собой лист из пластика или картона, на котором сделаны прорези, соответствующие закрашенным частям изображения. Если рисунок сложный, то его прикрепляют с обратной стороны стекла и обводят по линиям тонким маркером.
Техники витражной росписи
Прежде чем приступать к работе, следует определиться с техникой, в которой вы собираетесь расписывать стекло.
- Контурная техника позволяет сразу представить результат работы. Сначала нужно обвести все линии эскиза контуром. После его полного высыхания приступают к закрашиванию внутренних фрагментов. Готовый рисунок, благодаря своей нарочитой схематичности, очень напоминает настоящий витраж.
- Бесконтурная техника более сложная. Она предполагает, что краски свободно растекаются по стеклу, смешиваясь друг с другом и создавая причудливые абстракции. Здесь требуется особое мастерство, глубокое знание свойств разных красок в зависимости от бренда, основы, степени разбавления, сочетаемости цветов.
- Многослойная техника подразумевает нанесение краски в несколько слоев, причем качество смешивания цветов зависит от того, насколько сырыми были нижние мазки. Это позволяет добиться весьма реалистичных объемных изображений, передать тонкую игру света и тени. Для данной техники лучше всего подходят краски на водной основе.
- Точечная роспись – это заполнение контуров и самих фрагментов множеством точек. Один и тот же эскиз можно использовать для создания разных рисунков, стоит только поменять плотность нанесения и размер точек.
Техники витражной живописи можно сочетать. Например, внутри контура одного из фрагментов можно использовать бесконтурную технику и после высыхания дополнить точками.
Роспись по стеклу пошагово
Контурная техника наиболее простая для начинающих, поэтому ей и посвящен мастер-класс. Теперь, когда все готово, можно приступать к созданию своего первого шедевра.
- Рабочую поверхность нужно обезжирить спиртом, чтобы краска лучше ложилась и дольше держалась.
- Приложите трафарет к стеклу (можно закрепить его кусочками бумажного скотча) и аккуратно обведите контуры маркером. Теперь осторожно снимите трафарет, чтобы не смазать линии. Не спешите. Также лист с изображением можно расположить за стеклом.
- По линиям нанесите контуры, двигаясь от центра к краям. Старайтесь, чтобы линия была сплошной и как можно более ровной по толщине. Сначала контуры могут быть неравномерные – это нормально. С опытом будет получаться всё лучше.
- Теперь контур должен как следует просохнуть, время сушки указано на упаковке. Если поспешите, то линии смажутся, и рисунок будет испорчен.
- Затем заполняйте краской каждый фрагмент. Двигайтесь от середины к краям. Цвета смешивайте только на палитре.
- К фону приступайте после того, как вы проработали все детали изображения. Теперь готовую роспись нужно высушить, защитив поверхность от попадания пыли. Время сушки, как мы уже указывали выше, зависит от основы краски. Если краска на водной основе, то для закрепления рисунка нужно изделие обжечь в духовке или покрыть бесцветным акриловым лаком.
Полезные советы
- Если предмет, который вы расписываете, контактирует с пищей или питьем, то следите внимательно, чтобы рисунок находился строго на его внешней стороне, а края, соприкасающиеся с губами, были свободны от красочного слоя.
- При обжиге водных красок нужно соблюдать важное правило: работа ставится в еще холодную духовку и достается из нее только после полного остывания. Время обжига составляет примерно 1 – 1,5 часа, температура около 160 градусов. Точные рекомендации производителя обычно размещены на флаконе с краской.
- Следите, чтобы все линии контура были полностью замкнуты.
- Убирать недочеты – пузырьки, избыток краски и т. д., нужно еще до высыхания. Излишки краски снимайте ватной палочкой или подгоняйте поближе к контурам. Пузырьки удобно прокалывать зубочисткой. Если контур смазался – ничего страшного, просто ототрите его от стекла и попробуйте снова.
- Если краски загустели, то разводить их следует разбавителями этой же марки.
Видео: примеры росписи по стеклу
Более подробно познакомиться с техниками витражной росписи вы можете, посмотрев вот эти видео.
Готовые наборы для начинающих
Если вы не знаете, с чего начать свои первые шаги в витражной росписи, в каталоге вы найдете отличные наборы с витражными раскрасками. С их помощью вы не только «попробуете на вкус» витражи, но и создадите красивый и стильный предмет интерьера.
В наборе есть все необходимое:
- основа с готовым контуром;
- витражные краски;
- мастихин для растушевывания;
- цветная схема;
- стразы для украшения.
а также в комплекте некоторых наборов идет часовой механизм с подвесом и стрелками.