12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архитектура из кирпича

Кирпичи. Интересней, чем кажутся

Давно собиралась написать статью о кирпичах. Даже, лучше сказать, о различных непривычных кирпичных кладках. После того, как мы с Аидой Саиди поучаствовали в конкурсе от фирмы «Braer», у меня появилась целая подборка на кирпичную тему. Потом оказалось, что многие мои коллеги тоже давно очарованы этим древним материалом, а одна подруга и вовсе поделилась своей подборкой в ответ. В этот момент я поняла, что грех если не попытаться систематизировать это всё, то хотя бы не собрать вместе. Конечно, на фундаментальный труд о происхождении и эволюции кирпича я этой записью в блоге не замахиваюсь, но отдать должное столь волшебному материалу хочется.

Мы все очень хорошо представляем себе, как обычно кладётся кирпич, но когда видим что-то подобное следующей картинке, стена в эстетическом плане начинает работать совершенно иначе. От того, что кирпичи кладутся под углом, не только сама «ткань» стены становится иной, появляется ещё и тема необычных зубчатых откосов. Если эту «ёлку» продолжить в кладке плитки на прилегающей к стене зоне, можно добиться весьма интересного результата.

Вот другой пример занятной укладки со сменой направлений (правда, весьма запутанного алгоритма).

Или такая диагональная укладка, только не в плоскости стены, а под углом к ней.

Причём все эти примеры явно придуманы не вчера, а стали следствием изысканий, проводившихся человеком на протяжении долгих лет. Современные архитекторы просто осмыслили всё немного по-новому, в то же время подобный элемент вполне мог бы присутствовать на каком-нибудь готическом портале!

На самом деле такая декоративность может быть гораздо сложнее и богаче, превращая стену в настоящий орнаментальный ковер. В подобных удивительных произведениях (как, кстати, и в тканых коврах тоже) меня как обывателя просто поражает сложность расчета рисунка на замкнутых площадях.

Вот, например, новая башня в здании государственного архива в Дуйсбурге.

Вблизи она выглядит так.

Удивительно, но только сейчас я обратила внимание, что здесь на крыше, как и в нашем конкурсном проекте, применена кирпичная кладка. Похоже, идея использовать кирпичи на скате кровли для снегозадержания пришла в голову не только нам.

Вот еще удивительные орнаментальные кирпичные композиции, которым нужно было вписаться в строго ограниченные контуры фасада стены.

Хотя современные реалии таковы, что можно особо и не заморачиваться с вписыванием орнамента в какие-то рамки.

Ещё один момент – плавное затухание одного рисунка (или просто фактуры) и превращение его в другой. Очень современная тема, требующая вдумчивого подхода при укладке.

Но если подобная «штрихкодовая» беспорядочность уже не кажется открытием (популярна она давно и используется не только в кладке, но и в разметке оконных проёмов на фасаде, к примеру), орнаменты, которые то исчезают, то, наоборот, выявляются, у меня лично вызывают восторг.

Причём, такие объёмные орнаменты могут быть геометрически совсем не упорядочены, просто повинуясь руке архитектора и живя своей собственной декоративной жизнью.

Можно столкнуться даже с какими-то орнаментами, которые практически превращаются в скульптуру, выходя из плоскости стены и развиваясь как объемные элементы.

Формообразующая пластика фасада – это уже часть архитектуры.

Мне очень понравился проект малоэтажного офиса в Иране (архитекторы Ахмад Батаей и Фаршад Мехдизада) с противопоставлением криволинейного и прямоугольного объемов, выполненных в кирпиче очень неожиданным для этого материала образом.

Всё идёт от формы фасада, превращаясь в фактуру стены.

Интересный пример кирпичной кладки можно увидеть на небольшой реконструированной выставочной галерее в Шанхае.

Здесь был использован кирпич, оставшийся от первоначального фасада. Укладывался он специальным роботизированным манипулятором, с помощью которого у стены удалось создать волнистую поверхность.

Надо сказать, китайцы не остановились на достигнутом. Продолжая эксперименты с цифровыми технологиями, в очередном своем творении архитектор Филипп Ф. Юань сымитировал движение воды в кирпиче, создав столь яркий образ с глубокими культурными корнями, что разглядывать его хочется бесконечно. Ресторан и частный клуб « Lanxi » расположен в Международном парке нематериального культурного наследия в китайском Чэнду.

Читать еще:  Декоративная плитка под кирпич леруа мерлен

Лабораторная вариация на эту тему – возведение двойной двояковыпуклой кирпичной стены в Высшей школе дизайна Гарвардского университета. Размер у неё довольно небольшой, да и кирпич деревянный, зато предельно понятно, как это всё делается.

с помощью специального манипулятора

В этих пластичных изгибах кирпичных стен за счет постоянно меняющейся разреженности строительного материала появляется ещё одна интересная тема: прозрачная кирпичная кладка, чередующаяся с непрозрачной. Примеров здесь масса – им можно было бы посвятить отдельную статью.

Кирпичный архитектурный стиль

Сущность кирпичного стиля

Термин «кирпичный стиль» использовался для описания неоштукатуренных фасадов зданий периода историзма в России (конец XIX века). Для такого стиля характерным является замена лепнины и штукатурки кирпичным декором.

Термин был введен в употребление российскими искусствоведами, стремящимися описать эклектичные постройки Виктора Шрётера. Впоследствии отсутствие отделочного штукатурного слоя вошло в моду, и многие архитекторы стали строить кирпичные здания, относящиеся к рациональному модерну, неоклассицизму или псевдорусскому стилю. Примечательно, что само по себе отсутствие штукатурки на фасаде стилеобразующим признаком не является.

Надо сказать, что сооружения с неоштукатуренными фасадами встречались в России уже в XVIII веке. Это были преимущественно производственные и складские помещения, а также казармы и парковые павильоны.

Рисунок 1. Кирпичное зодчество. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В современной литературе преимущественно под термином «кирпичная архитектура» понимается рационалистическое течение в архитектуре историзма, что относится ко второй половине XIX века. При отказе от штукатурки декоративное значение стали принимать кирпичные фасады: их стали выкладывать из полихромного кирпича, глазурованной плитки, также нередко использовался натуральный камень.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Подобные сооружения максимально подходили к условиям российского климата и были относительно недороги. В этой связи такие кирпичные сооружения быстро получили популярность в российских провинциях. Таким образом, кирпичное зодчество является рационализацией историзма для массового и утилитарного строительства.

Здания в кирпичном стиле в России проектировали такие известные архитекторы, как:

  • Карл Шмидт;
  • Виктор Шрётер;
  • Гаральд Боссе.

Что касается периода СССР, то фасады из красного кирпича строились в период с 1920-х по 1930-е годы. Они представляли собой образцы в стиле упрощенного конструктивизма. Нередко встречаются они и в архитектуре «типичных» сталинских домов, в первую очередь довоенных. После выхода постановления о «борьбе с излишествами в архитектуре» в 1955 году, поскольку к излишествам была отнесена штукатурка, многие сталинские дома получили народное название «ободранные сталинки». С этого момента все жилые кирпичные сооружения в СССР строились без штукатурки. Они представляли собой своеобразные «функциональные» коробки из наиболее доступного силикатного кирпича. В некоторых случая в целях декора светлый силикатный кирпич сочетали с красным, выкладывая из него определенные фрагменты фасадов или настенные узоры.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Если говорить о современном строительстве, то подобная практика применяется и сегодня при кирпичном и монолитно-кирпичном строительстве, однако, к кирпичному стилю подобные здание уже не относят.

Кирпичный стиль Петербурга

В Петербурге кирпичный стиль получил широкое распространение в 1870-90-е годы. Его популярность объясняется органичным сочетанием эстетики и дешевизны строительства. В поисках компромиссов между функциональными и конструктивными аспектами архитекторы стали использовать кирпичную кладку как отделочный материал. Сама по себе кирпичная стена без штукатурного слоя и гипсовых украшений оказалась вполне приемлемым вариантом, поскольку она обладала выразительностью за счет рельефной структуры кладки. Поверхность кладки чаще всего оставалась обнаженной или отделывалась керамической плиткой.

Узор мог состоять из двух цветов кирпича, нередко вводились дополнительные детали из керамики. Кирпич оказался материалом, хорошо пригодным для строительства в российских широтах. В середине XIX века в России каменщики могли делать из кирпича поистине уникальные дома, ведь даже сейчас некоторые из этих построек выглядят вполне достойно.

Читать еще:  Мебель из кирпича

Рисунок 2. Кирпичный архитектурный стиль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует заметить, что некоторые промышленные постройки Петербурга в кирпичном стиле выглядят не менее привлекательно, чем жилые. По богатству форм кирпичный стиль не уступал архитектуре оштукатуренных зданий. Рациональность фасадов и их дешевизна открыла путь массовому кирпичному строительству школ, больниц, жилых домов и других объектов.

Многие здания, построенные для производства, сегодня стали офисными центрами или государственными учреждениями. Некоторые из них стали памятниками архитектуры.

Кирпичный стиль развивался бок о бок с эклектикой, а архитекторы и зодчие творили, обращаясь к культурному наследию прошлых веков. Наиболее популярным для того времени был «русский стиль». Он проявлялся в творческой переработке русской кирпичной архитектуры XVII-го века. Он был особенно популярен в области религиозного строительства (например, храм Покрова на Боровой улице, архитектор – Н.Н. Никонов).

«Русский стиль» и кирпичное зодчество

Вышеупомянутый «русский стиль» добавил кирпичному зодчеству полихромную кирпичную кладку, напоминающую узоры для вышивки крестом или плетенку, — мотивам, широко применяемым в русском фольклоре. Например, дом, располагающийся по адресу Угловой переулок, 7, украшен русским орнаментом, который до времен фашизма воспринимался несколько иначе. Очень часто данный мотив встречается на русских вышивках.

Если говорить о кирпичном стиле в более общем смысле, то в этот период существовал еще и «византийский стиль», использующийся, как правило, для строительства больших храмов в честь разных событий.

Помимо «византийского стиля» в кирпичном зодчестве принимал участие и «мавританский» стиль. Это направление использовалось при отделке прекрасных гостиных во многих дворцах. На фасадах зданий реализовывались различные мотивы. Это был период, когда зодчие вдохновлялись как готическими сооружениями, так и постройками времен Возрождения. Многие из них путешествовали, знакомились с образцами мировой архитектуры и все интересные элементы брали на заметку и нередко комбинировали.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Кирпич в архитектуре

Отделка лицевым кирпичом, узоры декоративной кирпичной кладки

Малый перечень строительных материалов могут похвастаться и сравниться своей древней историей с глиной. Возраст использования ее уходит глубоко в древнюю историю материальной культуры человечества и продолжается по сегодняшний день. Самое яркое изобретение рук человеческих из этого материала — это кирпич. На протяжении всей истории совершенствовался «рецепт» «теста» этого уникального материала, его форма, его цвет и область применения. История знает множество выдающихся архитектурных построек из кирпича с самой глубокой древности до сегодняшних дней, его разновидности применяли почти все народы, населяющие нашу планету. Он использовался как в жилых постройках так и в зданиях и сооружениях общественного назначения, его обжигали огнем или сушили на солнце , формовали в ручную , а так же использовали различные приспособления для формовки, добавляли красители или использовали натуральный цвет, который становился цветом архитектуры данного региона, формируя особый колорит данной местности. Его применение было показателем материальной культуры того или иного государства, показателем искусности и таланта его мастеров .

Одним словом — этот материал по истине- уникален. Уникален по составу, т.к. является изначально экологически «чистым» материалом. Уникален по своей форме- по-настоящему является «штучным» материалом, т.к. из него возможно сооружение почти любой формы. Уникален по своему цветовому диапазону, т.к. в него возможно добавить при «замесе» пигмент, а на современный момент почти не имеет цветовых ограничений. К тому же материал один из самых долговечных и не «скучных». Его выразительные свойства кроются в самой кладке, в его фактуре, способе перевязок придающих объем и рельеф строению.

Читать еще:  Дом из красного кирпича с красной крышей

Для архитектора или зодчего этот материал уникален еще тем, что позволяет , благодаря своей «штучной» форме , воплощать в реальность интересные идеи декорирования фасадов, можно сказать — плести узор кружевницы в архитектуре, быть олицетворением настоящего рукоделия в зодчестве.

Кирпич широко используется и во внутренней отделке, особым шармом отличаются интерьеры в стиле «лофт». Различные варианты кирпичного декорирования, как вариант оформления, придают эксклюзивность интерьеру. Используется как естественная стена, оставаясь открытой, без оштукатуривания, так же и различные варианты имитации кирпичной кладки. Для такого решения достаточно оголить обычную кирпичную стену и обработать ее специальным составом, в случае если кирпичная стена существует как данность. В случае, когда хочется видеть кирпич в интерьере, а реально такая стена отсутствует в помещении, можно прибегнуть к облицовочному кирпичу или керамической плитке под кирпич. В любом из вариантов интерьер приобретет особые нотки естественности и натуральности, такой интерьер понравится любителям как стиля Прованс, Шале , так людям склонным к стилю модерн в своих вкусовых предпочтениях.

Во внешней отделке кирпич используется повсеместно.

Способ отделки фасадов из кирпича многообразный. Чаще всего в наружной части кладки используют лицевой кирпич. Лицевой кирпич выпускается, как правило пустотелым, благодаря чему он обладает повышенными теплотехническими характеристиками.

Популярными видами облицовочного кирпича являются:

Обычный глиняный кирпич:

Широкий выбор цветовой гаммы предлагают класс глазурованных и ангобированных облицовочных кирпичей. Цветное покрытие нанесено сверху, это факт может в некоторых случаях является недостатком такого вида продукции. Такой вид отделки применяют выборочно, для создания мозаичных фасадов и панно.

Для отделки цоколя или мощения тротуаров чаще всего используют материал из тугоплавких глин, обжиг изделий происходит при более высоких температурах, чем обжиг изделий из обычного кирпича (красного или силикатного), что значительно повышает эксплуатационные качества изделия.

На сегодняшний день существуют 3 типа способа кладки лицевого кирпича:

1. Прямая кладка. Рисунок образует разнообразные, равномерные перевязки швов кирпича в одной плоскости. Прямая кладка широко применяется архитекторами, в сочетании с другими декоративными отделками фасада.

Порядок укладки кирпичей, называют перевязкой. Существуют множество видов перевязок швов, традиционными считаются :

Ложковая(Американская) перевязка, Английская перевязка, Фламандская перевязка:

2. Декоративная кладка. Оригинальный фасад создается путем чередования разных по цвету кирпичей при использовании прямой кладки. Этот прием позволяет внести цвет в архитектуру фасада дома, создать узор, не прибегая к пластическому решению стены. Большие возможности такого приема традиционно использовалось в народной архитектуре, т.к. простой в исполнении прием чередования цвета позволяет создавать интересные архитектурные решения, обогащая плоскость текстурой , придавая простой плоской стене необходимое визуальное богатство.

3. Узорно-рельефная кладка. Название говорит само за себя. Сочетание узора и рельефа. Рельефную кладку стоит выделить особо, именно она позволяет создавать необычные по красоте фасады домов. Применялась такая кладка с древнейших времен, она до сегодняшних дней хранит тепло человеческих рук, рассказывает нам о мастерстве зодчих прошлого. В этом приеме есть возможность ввести пластику в архитектуру в первоначально плоский фасад, обогатить его рельефом , путем чередования выступающих и плоских частей штучного материала. В целом прием более сложный, богатый , требующий мастерства кадочника. Архитектура фасада такого дома складывается из сочетания текстуры и фактуры стены, чередования объемных деталей, образующихся пустот, создающих «кружево» из твердого камня. Возможности данной кладки безграничны в своем применении, большое количество малых архитектурных форм , таких как различные ограждения, стеночки, декоративные элементы цоколя, карнизы — нашли свое воплощение , благодаря этому приему. Одним словом, узорно- рельефная кладка является самых полным выражением такого штучного материала, как кирпич, его наивысшим уровнем раскрытия всех возможностей кирпича.

vote
Article Rating
Ссылка на основную публикацию
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x
Adblock
detector